"Кажется, нас захватили". Как американцы создали музей крупнейшего теракта в истории

"Кажется, нас захватили". Как американцы создали музей крупнейшего теракта в истории

17 лет назад мир потрясла трагедия: в Нью-Йорке два захваченных самолета протаранили башни-близнецы. Еще один врезался в здание Пентагона, четвертый рухнул в 240 километрах от Вашингтона. Согласно официальным данным, погибло 2977 человек. Эхо этих событий раздается до сих пор: вчера президент Дональд Трамп продлил введенное после атак 11 сентября чрезвычайное положение в США. Портал TUT.BY посетил музей, который создан прямо на месте трагедии.

«Джулия, это Брайан. Я сейчас на самолете. Кажется, он захвачен, и дела плохи… Все это не очень хорошо выглядит. Хочу, чтобы ты знала: я очень тебя люблю; хочу, чтобы с тобой все было хорошо. И с моими родителями, и с каждым. Я очень тебя люблю. И мы встретимся, когда ты будешь здесь. Пока, дорогая. Надеюсь, я дозвонился тебе», — звучит мужской голос.

Аудио заканчивается, и среди присутствующих в зале повисает пауза. Это было последнее сообщение от одного из пассажиров рейса 175 American Airlines. Самолет из бостонского аэропорта «Логан» вылетел в Лос-Анджелес в 8 утра, а через час протаранил одну из башен Всемирного торгового центра. Это было 11 сентября 2001-го.

По углам этого музея вместо мусорных корзин предусмотрительно расставлены коробки с носовыми платками. Четыре года назад в Нью-Йорке открыли музей, посвященный теракту. Его критиковали за дороговизну и «голые факты». Прошло несколько лет, и сюда идут тысячи людей. Конечно, музеи трагедий создавали и раньше: от скромного в Киеве, который посвящен Чернобыльской катастрофе, до впечатляющего Мемориального музея мира в Хиросиме.

Но музей «9/11» создан прямо там, где все случилось — на площадке, которую занимал комплекс Всемирного торгового центра. Многие из сохранившихся элементов «встроены» в экспозицию.

Чтобы попасть в музей, придется подождать в длинной очереди и отдать 24 доллара за билет. Затем люди спускаются под землю на глубину более 20 метров, ниже так называемого Ground Zero (буквально «нулевого уровня» или «точки отсчета»). До этой отметки 17 лет назад все превратилось в обломки и пыль.

Почти сразу посетители видят огромную бетонную стену. По сути, это единственная конструкция, которая полностью пережила обрушение башен-близнецов. Когда-то ее соорудили под землей, чтобы обезопасить Всемирный торговый центр (ВТЦ) от подтопления со стороны реки Гудзон.

Дальше у стены — многотонные балки. Они были частью металлического каркаса Северной башни как раз на уровне с 93-го по 96-й этаж. Именно там было место столкновения с первым самолетом. По тому, как разорваны и закручены эти конструкции, можно судить о силе удара.

Впереди слышны голоса, они сливаются в один пролог. Транслируют запись, разные люди вспоминают то утро: «Я никогда не забуду, где я была / Я был в кофейном магазине в Кноксвилле (штат Теннесси) / Готовила французский пирог / Приехала в офис в 8 утра в Чикаго / Услышал, как мама говорит: «Мы в порядке». Я не понял, о чем она. «Боже мой, ты не слышал?» / Только что во Всемирный торговый центр ударил самолет / Получил очень, очень безумный звонок от мамы, она плакала / Отец разбудил меня словами: «Включи телевизор».

В музее собраны тысячи личных вещей — погибших или выживших людей, и владелец каждой известен точно по имени. Через эти предметы и судьбы рассказывается история 11 сентября.

Например, россыпь разнообразных металлических значков (очень популярный предмет у американцев), по которым опознавали тела. Золотые часы, сережки и браслеты, нашивки с одежды, перчатки, каски… Только разбор завалов продолжался почти 9 месяцев, а идентификация останков не завершилась по сей день. Здесь, например, представлен сертификат об опознании человека в 2012 году благодаря усовершенствованным методикам ДНК-теста. Но 40% погибших не идентифицированы до сих пор.

Некоторые экспозиции спрятаны в отдельных помещениях, на дверях предупреждения: увиденное может особенно шокировать. В одном из них, например, нет каких-то фото с увечьями и кровью, нет даже известных снимков, как отчаявшиеся люди выпрыгивают из окон горящего небоскреба. Помещение просто заполнено портретами жертв. «Живые снимки», почти все на фото — улыбаются. Вот пожарный в шлеме, мужчина в костюме (банкир или адвокат?), две женщины, полицейский, снова пожарный, красивая девушка как будто из выпускного альбома, стюардесса. И все эти люди погибли здесь.

Как вы заметили, выше — снимок агентства Reuters. Из уважения к памяти погибших фотосъемка большинства экспозиций запрещена. Поэтому многие предметы можно лишь описать словами.

Вот, например, маленькие желтые туфли с бурыми пятнами на каблуках. Женщина стерла ноги в кровь, спускаясь через десятки этажей по эвакуационной лестнице; позже ее коллега заметила это и отдала свои ботинки — это спасло жизнь. Или вот красная бандана: парень с платком на лице вывел людей к эвакуационным лестницам и помог раненым спуститься, но сам погиб, когда Южная башня рухнула. Издание The New York Times рассказало об этом неизвестном спасителе, а позже люди опознали в нем 24-летнего финансиста Уэльса Кроутера. Его имя стало легендарным.

Обычная справка о Всемирном торговом центре дает понимание масштаба самого комплекса и события. Ежедневно в башнях работали до 50 тысяч человек, а еще больше проходили через него. У центра даже был отдельный индекс (10 048), почту каждые сутки доставляло десять грузовиков. Сохранилась квитанция из почтового отделения центра, последнюю транзакцию оформили спустя минуту после первого удара самолета.

Каждая башня поднималась на высоту более 400 метров. Причем Южная была еще на сотню больше, если учитывать установленную на крыше антенну. Она передавала телесигнал каналов, которые пропали из эфира в 9.59 — когда башня обрушилась. Вот, что от нее осталось:

В обоих зданиях насчитывалось 110 этажей, их связывала новейшая система из двух сотен лифтов (пересадочные станции через промежуток; вместимость до 55 человек). Во время теракта это сыграло трагическую роль. От удара по Южной башне в лифтах застряли десятки человек, тросы некоторых кабин оборвались — смерть пассажиров страшно представить. В Северной башне авиационное топливо вылилось в лифтовые шахты, выжигая все на своем пути. И все это в час пик.

По разным оценкам, таким образом погибли более 200 человек — это крупнейшая в истории катастрофа, связанная с лифтами. В музее представлен огромный двигатель одного из подъемников:

Кстати, о «привлекательности» башен-близнецов для террористов говорили задолго до 11 сентября. Зимой 1993 года на подземном этаже двое террористов оставили грузовик с 680 килограммами взрывчатки. Шесть человек было убито и более тысячи ранено. По версии следствия, тогда они рассчитывали на обрушение Северной башни, которая должна была упасть на Южную.

Тут много личных вещей, которые рассказывают истории выживших. Например, еще одна обувь: ботинки мужчины, который спускался с 54-го этажа целых 90 минут. За ним почти сразу рухнула Северная башня, но он прошел еще 8 километров пешком к дому. Там, чтобы не напугать внучку, он перед входом снял обувь. Но она все равно спросила: «Почему ты пахнешь дымом?» Этот музей в каком-то смысле народный: предметы для него собирали напрямую, и принимают от всех желающих до сих пор.

В одной из башен самолет разрушил две из трех аварийных лестниц, в другой — все три. Люди выше 85-го и 91-го этажей были обречены. По разным оценкам, от 20 до 50 человек погибли от того, что прыгали в окно от безысходности (один спасатель так был убит снизу). В музее приводятся воспоминания очевидца:

«Женщина была в костюме, у нее была косая стрижка. Она стояла там несколько минут, а потом, придерживая свою юбку, подошла к краю. Думаю: какая женщина, какая элегантность — в том, что она придерживала эту юбку перед тем, как спрыгнуть… Я больше не мог на это смотреть».

ВТЦ объединял в себе офисы более чем 430 различных фирм — от банков до радио. Здесь были магазины и рестораны, спортивные и концертные залы. Сохранились даже обожженные брошюры мероприятий тут на вечер 11 сентября.

Какие были утренние газеты в тот день? В основном, писали про старт выборов мэра в Нью-Йорке (на следующий день передовицы буквально кричат: «Америка атакована», «Господи», «Ублюдки!»). Вот билеты на бейсбольную игру между местными Yankees против чикагских White Sox в тот день. Школьное расписание — как раз многие вели детей в первый класс. Утренние билеты на метро. Программа тогдашнего мэра города, где рукой вычеркнуто мероприятие на 9.45 и пометка «из-за террористической атаки».

Вокруг — снимки с места, где испуганные люди задрали голову вверх. Показывают утренний выпуск новостей на канале NBC: эфир прерывают сообщением, что в ВТЦ врезался самолет, терактом это назовут позже.

Больше всего в музее потрясают звуковые сообщения, которые успели отправить пассажиры и экипаж захваченных самолетов.

«Я не знаю точно, но, кажется, нас захватили», — говорила стюардесса рейса 11, первого из захваченных самолетов. Еще одна с помощью авиасвязи сообщает коллеге на другом самолете номера мест террористов. «Я вижу воду, я вижу здания… Мы очень, очень близко [к земле]», — говорит она. На борту были 76 пассажиров, 11 членов экипажа и пять террористов. Все они погибли на месте в результате удара в Северную башню, как и сотни людей в самом здании.

Улицы оказались завалены обломками: один из двигателей самолета нашли за три квартала от ВТЦ. В экспозиции есть обгоревшие страницы из авиационного журнала Hemispher для пассажиров и оторванные ремни безопасности. Пыльные сумки, которыми люди на улицах закрывали голову от осколков со здания; дискеты, которые выбросило ударной волной из офиса на дорогу. И даже записка, которую накануне подготовил один из работников (имя установлено) — он был на 90-х этажах, то есть в эпицентре.

Выжившие в Северной башне начинают эвакуацию, и далеко не все понимают, что произошло. Может, в здание врезался метеорит? — вспоминает посетитель спортзала. Другой рассуждал: может, землетрясение, но «ведь его не может быть в Нью-Йорке».

Далее сообщение авиадиспетчера: тот с ужасом наблюдает, как изменился курс у другого самолета — рейс 175. На борту 9 членов экипажа, 56 пассажиров (среди них пять захватчиков).

«Наверное это захват самолета. Я сейчас не могу связаться с рейсом 175 и не знаю, куда он направляется, — звучит сообщение. — Передайте в Нью-Йорк, возможно, самолет [Боинг] 737 направляется в ВТЦ. Это реальная [угроза]!»

По этому сигналу будут подняты военные истребители, но они ничего не предпримут. «Нам нужно военное вмешательство! У нас еще один такой же самолет», — кричал другой авиадиспетчер в Нью-Йорке.

«Они попали в кабину пилотов. Позвони в United Airlines, скажи, что это 175-й рейс из Бостона в Лос-Анджелес», — такое сообщение жительница города Истон (штат Коннектикут) получила от своего сына.

Тем временем работники соседней Южной башни начали было эвакуацию, но вдруг людей разворачивают назад: «Леди и джентльмены, просим вас вернуться в офис. Работают лифты и ничего не угрожает». Через семь минут с радаров исчезает рейс 175, это был второй удар по башням-близнецам.

«Закройте воздушное пространство. Позвоните кому-нибудь!» — приводится сообщение диспетчера из Бостона, когда становится понятно о второй атаке. В последующем воздушное пространство страны было закрыто на несколько дней.

На стенах представлена хроника событий: вот рейс 77, который вылетел из Вашингтона в Лос-Анджелес, почему-то возвращается в столицу. Начинается эвакуация в Белом доме, ключевых лиц государства вывозят в разные точки по всей стране. На борту третьего самолета — 58 пассажиров (в том числе 5 нападавших) и 6 сотрудников экипажа. Все они погибнут потом от удара в западное крыло Пентагона, как и 125 работников учреждения.

Четвертым был рейс 93 из Ньюарка в Сан-Франциско. В эфир случайно попадает трансляция из кабины пилотов: «Эй, убирайтесь отсюда, убирайтесь отсюда». На борту 7 членов экипажа, 33 пассажира и еще четыре захватчика. Люди пытались отбить у террористов управление самолетом, но в результате он терпит крушение у города Шанксвилл. По версии следствия, мишенью был Белый дом, до Вашингтона оставалось 240 километров.

Тем временем в Нью-Йорке спустя 56 минут после удара самолета рушится Южная башня, за 10 секунд унеся жизни еще более 800 человек — внутри и на прилегающей территории. Толчок магнитудой 2,1 по шкале Рихтера фиксируют в университете Колумбии за 21 милю от ВТЦ. Позже обрушится и Северная башня.

В экспозиции представлены снимки спасательной операции. Люди запомнили лица пожарных, вот что говорил очевидец: «Они знали, на что шли. Это было очень опасно. Но те люди были максимально сосредоточены на своей работе. Они шли наверх, к своей смерти. А мы спускались вниз, к жизни».

Теракт 11 сентября стал самым трагичным в истории экстренных служб: здесь погибли 343 спасателя и 60 полицейских. Вот что осталось от машины спасателей, которые под управлением капитана Джона Брауна одними из первых прибыли к Северной башне:

Музей рассказывает не только о теракте, столько же места отведено объяснению причин и последствий этих событий. Увы, большую часть экспозиции снимать нельзя. Но любой желающий может прочитать о каждом предмете из коллекции на сайте музея: там имеется огромная база и простые описания, которые доступны даже при среднем владении английским языком.

У выхода из музея установлена огромная балка. Ее специально взяли из завалов, чтобы провести символическую церемонию разбора последних обломков в мае 2002-го. Но пока она ждала своего часа, простые рабочие, волонтеры и родные оставили на ней множество сообщений, снимков и личных вещей. Так она стала еще одним мемориалом, который остался нетронутым по сей день.

После терактов 11 сентября Всемирный торговый центр не исчез: на этой площадке продолжилось строительство других зданий комплекса. А вместо башен-близнецов теперь над Манхеттеном возвышается новый гигант — Башня Свободы, ВТЦ № 1.

06:31
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Авторазборка в Могилёве
Адрес: Тагильский переулок, 1Б Могилёв,
Телефон: